Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
В такой ответственный момент, как подготовка к школе, необходимо оценивать уровень развития ребенка комплексно по нескольким показателям.
Физиологические критерии. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, хорошо развиты двигательные качества (ловкость, быстрота, сила, скорость, гибкость). Сюда же относим координацию системы «рука–глаз» и ловкость пальцев и рук. Если внимания к физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни будет недостаточно, то ребенку будет сложно адаптироваться к более жесткому школьному режиму. А это значит сниженный иммунитет и постоянные простуды.
Психологические критерии:
Личностная готовность. Если почти каждый ваш день начинается со слов ребенка: «Мама, отведи меня в школу» или «Я хочу быстрее в школу», то это свидетельствует о базовой готовности ребенка к школе, учебной деятельности и учителям. У него появилось желание играть новую роль – роль ученика. Тут родителям важно не уменьшить, а поддержать мотивацию к обучению и желательно обращать внимание ребенка не на внешние атрибуты (красивый портфель или новые фломастеры), а на возможность получать новые знания (узнавать что-то новое и интересное).
Социальная готовность к школе. Если при наличии мотивации ребенок умеет слушать других, чувствует себя членом группы и умеет соблюдать общие правила, это еще один плюс в пользу готовности посещать школу. Внимание. К 6-7 годам внимание ребенка переходит из непроизвольного в произвольное. Это значит, что он сам может управлять своим вниманием и удерживать его какое-то время. К моменту начала учебного процесса необходимо научить ребенка концентрировать внимание хотя бы на протяжении 15 минут. В большом классе больше раздражителей, чем дома: шорохи, звуки, поэтому способность к концентрации является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
Зрелость эмоционально-волевой сферы. К началу школы важно научить ребенка управлять своими эмоциями. Родители должны донести до ребенка мысль, что даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться на уроке, все же правильнее будет посидеть и послушать учителя. Если мама видит, что во время игры ребенок спокойно и успешно справляется со своими эмоциями, можно говорить о его готовности к школе.
Интеллект. О развитом интеллекте ребенка скажет его пытливый ум, а не просто умение читать, считать, писать буквы, как считает большинство родителей. Интеллектуальный «багаж» – это и дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), и аналитическое мышление, и способность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.